• Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Страница социального педагога

Ипатова Нигина

Бахтиеровна, социальный педагог

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП

№ 5 г.Саратова»

Направления и практический опыт преодоления проблем кризисных состояний подросткового возраста (социально-педагогический аспект)

Кризисные состояния подростков выражаются в возникновении и развитии проблем общения со сверстниками, нарушении детско-родительских отношений, снижении учебной мотивации и успеваемости, беспокойстве за психологическое состояние.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;

— несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

— ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

— травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

— тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

— разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;

— неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Направления социально-педагогической деятельности по преодолению кризисных состояний подросткового возраста

1) Организация социальной среды. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

2) Информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов.

3) Активное социальное обучение социально-важным навыкам.

4) Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны: путешествие, испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность, в том числе профессиональная или благотворительная.

5) Организация здорового образа жизни.

6) Активизация личностных ресурсов.

7) Профилактика суицидального поведения.

В рамках работы по предупреждению и преодолению кризисных состояний у подростков в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 5 г. Саратова» социальными педагогами и педагогами-психологами разработаны и реализуются программы по социальной адаптации, реабилитации и социализации ребенка.

Ежегодно Педагогическим советом школы-интерната утверждаются следующие планы работы : план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений (осуществляется комплексная работа всего коллектива); план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и обеспечению санитарно-гигиенического режима; план мероприятий по правовому воспитанию.

Традиционно в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 5 г. Саратова» проводятся тематические Недели: неделя здоровья; неделя безопасности труда; неделя истории, неделя безопасности; неделя труда, неделя правового воспитания и т.д.

С целью повышения информированности детей о доступности услуги экстренной психологической помощи, специфике оказания этой помощи детям и их родителям в школе проводится акция «Телефон доверия» под девизом «Выход есть – ты не один!», с раздачей буклетов служб детских телефонов доверия. Это служба, куда может анонимно обратиться абсолютно любой человек, чтобы обсудить отношения с друзьями, близкими, профилактику семейного неблагополучия и конфликтов, стрессовых состояний и суицидальных настроений детей.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Социальными педагогами ежегодно создается банк данных детей, относящихся к «группе риска», воспитанников, стоящих на профилактическом учете в школе-интернате и воспитанников, стоящих на учете в ПДН.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений ведется социальным педагогом в тесном сотрудничестве  с инспектором ПДН ОП № 1 в составе УМВД РФ по г. Саратову, классными руководителями, воспитателями, педагогом-психологом, врачом-наркологом Волжского района г. Саратова и медицинскими работниками школы-интерната.

За период работы в школе-интернате наблюдается позитивная динамика количества детей, стоящих на профилактическом учете в правоохранительных органах и внутришкольном учете, случаев самовольных уходов, преступлений и правонарушений с сентября 2014 года зафиксировано не было.

Учебный годКол-во правонарушенийКол-во преступлений
2014 год00
2015 год00
2016 год00
2017 год00
2018 год00
2019 год00

За период работы с 2014 года на профилактическом учете в школе-интернате и на учете в ПДН не воспитанники школы-интерната № 5 г. Саратова не стояли.

Учебный годКол-во воспитанников, стоящих на учете в ПДНКол-во воспитанников, стоящих на профилактическом учете в школе-интернате
2014 год00
2015 год00
2016 год00
2017 год00
2018 год00
2019 год00

Социальным педагогом в рамках кружка «Подросток и закон» (функционирует в 8-9 классах школы-интерната с 2010 года) была разработана анкета «От прав ребенка – к правам человека», на основе которой был проведен мониторинг динамики достижений обучающихся в области правовой культуры, гражданского самосознания, межличностного общения. Так за период 2016-2020 уч. гг. наблюдается позитивная динамика в области правовой культуры воспитанников (диагностика проводится в начале учебного года и в конце года):

КлассКол-во учащихсяУчебный годНачальный уровень знанийКонечный уровень знаний
8 «А» класс62016-201741 %52%
9 «А» класс72017-201851 %67 %
8 «Б» класс72016-201742 %54 %
9 «Б» класс82017-201855 %71 %
8 класс102017-201837 %52 %
9 класс162018-201956 %73 %
8 класс112018-201945 %67 %
9 класс112019-202065 %74 %
8 «А» класс92019-202054 %62 %
8 «Б» класс62019-202060 %75 %

Положительной динамике достижений обучающихся в области правовой культуры, гражданского самосознания, межличностного общения способствуют мероприятия, проводимые социальным педагогом в рамках кружка: лекции: «Гражданские, политические, экономические, социальные права человека и основные обязанности», «Социальные гарантии несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей ОБПР», круглый стол «Я – гражданин России», занятие – практикум «Защити свои права», викторина: «Как ты знаешь свои права и обязанности?» и многие другие.

В школе-интернате оформлен информационный стенд «Большие права маленького ребенка», где размещается план мероприятий по правовому воспитанию, а также систематически обновляется методическая информация для воспитанников и педагогического коллектива. Также оформлен стенд по гражданскому воспитанию «Россия – священная наша держава».

Социальный педагог Мирошниченко Н.Б. в 2017 году принимала участие в социально значимом самоисследовании знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе, которое было организовано ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» (http://fcprc.ru/news/vserossijskaya-akcziya-stop-vich/spid-15-21-maya-2017). Также в исследовании приняли участие учащиеся 8 и 9 классов.

В 2017-2019 уч. гг. школа-интернат № 5 г. Саратова принимала участие в социально-психологическом тестировании лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 5 г. Саратова» организована комплексная работа по преодолению проблем кризисных состояний подросткового возраста по разным направлениям:гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, экологическое, нравственно-эстетическое, развитие системы дополнительного образования, профилактическое и правовое, профориентационная работа, сотрудничество с родителями, методическая работа. Именно такой подход дает положительные результаты.

Панькина Валерия Олеговна, социальный педагог

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП

№ 5 г.Саратова»

Работа с учащимися «группы риска»

Для подростков «группы риска» характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Выполнение некоторых рекомендаций поможет преодолеть названные проблемы.

К категории учащихся «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.

Организация работы с гиперактивными детьми

Чтобы помочь гиперактивным детям преодолеть проблемы, нужно прежде всего выяснить причины наблюдаемых нарушений поведения.

Работа с такими обучающимися должна проводиться комплексно, с привлечением специалистов разных профилей, родителей и учителей. Необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача, поскольку важное место в преодолении синдрома дефицита внимания занимает медикаментозная терапия.

Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение, переключение внимания, на усиление его концентрации и устойчивости.

Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния зависит не только от лечения, но также от доброго, спокойного и последовательного отношения к ребенку.

Относительно дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.

Как работать с гиперактивными детьми

  • Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение;
  • во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса;
  • предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений;
  • учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
  • задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы;
  • во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Проблема «группы риска» среди подростков

Заявленная нами проблема – дети «группы риска»– особенно актуальна для возраста от 10 до 14–15 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходимы по трем причинам.

Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно. 
Остановимся на категориях «трудных» подростков, вызывающих наибольшее беспокойство родителей и педагогов.

Взаимодействие специалистов, работающих с детьми «группы риска» и их родителями

Организация обучения и воспитания детей «группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие врача-психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога.

Основные направления деятельности психолога: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы (например, рисунок «Семья», незаконченные предложения). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, так и воспитателя, учителя.

Различные диагностические приемы, такие как «Портрет моей семьи», «Несуществующее животное» и другие, помогают школьному психологу выявить, прежде всего, причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различные тренинги и аутотренинги.

У детей «группы риска» наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, поэтому работа дефектолога будет заключаться в развитии у них внимания, памяти, мышления, восприятия и ориентировки в пространстве. Он должен использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие у детей образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

Задачи логопеда: обследование состояния речи детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса, устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов в знаниях русского языка.

Социальный педагог должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.

Социальному педагогу важно знать информацию о материальных и жилищных условиях подопечных, систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь педагогам найти правильные пути выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Важный компонент деятельности социального педагога – своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений. Также социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности. 

Воспитатели ГПД должны сотрудничать с педагогами и родителями детей «группы риска». Для преодоления пагубных привычек нужно проводить беседы, организовывать интересные мероприятия, вовлекать детей в коллектив.

Хмелькова Ольга Владимировна, социальный педагог

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП

№ 5 г.Саратова»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Профориентация как направление работы по социально-трудовой адаптации выпускников

Выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы.

Выбор профессионального пути – это длительный, часто многолетний процесс активного личностного самоопределения.

Профориентация – это ориентирование школьника, оказание ему помощи в профессиональном самоопределении.

Профессиональное самоопределение – это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.

Приспособление человека к внешней среде, в чем бы она ни выражалась (заполнение трудовых вакансий, выбор школьниками пусть даже необходимых обществу профессий и т. д.), не может выступать конечной целью профориентации. Таковой является всестороннее развитие самого субъекта как личности. Решающим же условием гармоничного развития личности выступает творческое отношение человека к своей деятельности, увлеченность ею. Поэтому формирование у школьников интереса и склонностей к избираемой профессии (в том числе и рабочей), формирование профессиональной направленности – вот главное в профессиональной ориентации. Ее конечная цель – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии.

Профориентация как проблема является предметом исследования многих ученых. Изучением вопросов содержания и структуры общей профориентации занимались А.Н. Волковский, М.Д. Виноградова, Е.Н. Вольский, О.И. Галкина, А.Е. Голомшток. В.И. Журавлев, Л.М. Зюбин, Н.И. Калугин, Г.М. Кочетов, Н.Д. Левитов. А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, В.Д. Симоненко, В.В. Чебышева, С.Н. Чистякова, Дульнев Г.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н., Кущенко И.В., Золотоверх В.В. и др.

Задачами профессиональной ориентационной работы могут являться следующие:
— сформировать положительное отношение к труду;

-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

Профориентация способствует экономическому росту страны; помогает молодежи найти свое место в развивающейся экономике, обеспечивая реализацию свободы индивидуального выбора профессии; предоставляет молодым людям доступ к обучению в средних и высших учебных заведениях, а также к дальнейшей работе по специальности. Сохраняя, в основном, свои посреднические функции между потребностями человека в профессиональной деятельности и рынком труда, российская система профориентации в последнее время претерпевает значительные изменения. Это вызвано быстрыми темпами развития экономики страны, применением новых информационных технологий и более сложной организацией труда человека.

В настоящее время в России перед молодыми людьми ставятся новые задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам школы необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения привели к переосмыслению деятельности по профориентации. Она должна не просто помогать молодым людям выбрать профессию, а научить самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

Ни один автор не отрицает необходимости проведения профессионального просвещения учащихся. Одни это называют профориентацией, другие – профессиональной информацией, третьи – сообщением знаний о профессиях, четвертые – ознакомлением учащихся с профессиями, пятые – профессиональной информационной деятельностью.

Под профессиональным просвещением понимается ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям[1].

Профессиональное развитие – длительный и динамичный процесс, имеющий определенную структуру. Оно складывается из серии выборов, достигающих стабилизации лишь в среднем возрасте. Своеобразие выборов обуславливается не только наследственными факторами, но и влиянием среды, воспитания, накопленным опытом, т.е. совокупностью всех воздействий и испытаний, переживаемых субъектом в каждый момент развития. Для того, чтобы добиться успешного профессионального созревания личности, необходима строгая преемственность всех воспитательных воздействий, специфичных для каждого возрастного этапа. Таким образом, смысл процесса профориентации заключается в том, чтобы помочь учащемуся выбрать сферу профессиональной деятельности, совместно с консультантом разработать план подготовки на каждом возрастном этапе и добиться его реализации.

Поскольку объектом профессиональной ориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми будут руководствоваться организации принимающие участие в данной программе:

— принцип сознательности в выборе профессии учащимися, что выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

— связь профессиональной ориентационной работы с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями социума в квалифицированных кадрах;

— связь профориентации с трудовой подготовкой школьников, что предусматривает хорошую постановку трудового воспитания и обучения, так как в отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

— принцип систематичности и преемственности в профориентации, обеспечит профессиональной ориентационная работа с 1 по 9 (10-11) классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;

— принцип взаимосвязи профессиональной ориентационных Центров, школ, семьи, высших и средних учебных заведений в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в профессиональном самоопределении и выборе профессии, что предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

— принцип оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профессиональной ориентационной работы.

Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Для нашего исследования значимыми являются те этапы, которые включают в себя дошкольный и школьный периоды жизни, условно их можно обозначить так:

Первый – эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру – людям труда, их занятиям, первоначальное трудовые умения в доступных ему видах деятельности. На данном этапе занятия проводят воспитатели детских садов по разработанной программе (профпросвещение) в условиях детского сада.

Второй – I-III (IV) классы – пропедевтический – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности. На этом этапе занятия по разработанной программе проводят учителя начальных классов (профпросвещение) в условиях обучения младших классов общеобразовательной школы.

Третий – IV (V)-VII классы – поисково-зондирующий – формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности. Консультации и занятия могут проводить специалисты- профессиональные ориентаторы Центров по специально разработанной программе, учитывающей возрастные особенности учащихся и позволяющей сформировать начальные представления о многообразии мира профессий, на базе центра и образовательного учреждения.

Четвертый – VIII-IX классы – формирование у школьников личностного смысла выбора направления образования, умений соотносить общественные цели такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Этому этапу соответствует проектирование получения образования в учреждении среднего профессионального образования (и возможной последующей ориентацией на продолжение образования в вузе). Консультации и занятия проводят специалисты- профессиональной ориентаторы Центров по разработанной программе, которая позволяет сформировать у учащихся навыки выбора профессии и дать им соответствующие знания, на базе центра и образовательного учреждения.

Выделяют следующие группы методов профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные. Например:

— профессиограммы (краткие описания профессий);

— справочная литература;

— информационно-поисковые системы;

— профессиональная реклама и агитация;

— экскурсии школьников на предприятия, в учебные заведения, встречи со специалистами по различным профессиям;

— познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

— профессиональные ориентационные уроки со школьниками как система занятий;

— учебные фильмы и видеофильмы;

— использование средств массовой информации;

— конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профессиональной ориентационной направленности и т.д.

Основными направлениями профессиональной ориентационной работы в школе являются:

— профессиональное просвещение.

— предварительная теоретическая и практическая подготовка учащихся к работе в избираемой области.

— профессиональная диагностика и профессиональное консультирование.

— профессиональная адаптация.

Профессиональная консультация школьников также признается всеми авторами как фактор прямого воздействия на выбор профессии. Некоторые авторы не называют этот раздел работы (и соответственно составляющий компонент в понятии профориентации) профессиональной консультацией, но, раскрывая сущность индивидуальной работы с учащимися или работы по изучению детей в целях их профориентации, они фактически говорят об элементах профессиональной консультации. Под профессиональной консультацией понимается помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей. Профессиональная консультация – это не принятие решения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный.

Профессиональная консультация ведется на основе длительного психолого-педагогического изучения учащихся в процессе их обучения и воспитания в различных видах деятельности. Поэтому все авторы в структуре профориентации изучение учащихся вводят или как самостоятельный компонент, или рассматривают его как составную частью профессиональной консультации. Очевидно, целесообразнее рассматривать оба компонента в единстве, ибо без изучения интересов и склонностей учащихся невозможна профессиональная консультация. Результаты изучения направлены на развитие и укрепление склонностей и способностей, а затем используются в период предварительного консультирования и собственно консультации. Однако для более четкого выявления структуры общей профориентации следует условно разграничить эти компоненты.

Знакомство с профессией целесообразно сочетать с экскурсиями на предприятия, беседами с рабочими. Особое внимание необходимо уделять значимости профессии в нашем городе, результатам труда, их необходимостью для окружающих. Контроль за осознанием ребёнком проводимого мероприятия можно осуществлять заполнением в уголке профориентации рубрики «Что я узнал о профессии», в которой дети могут делиться своими впечатлениями. В качестве «компаса-помощника» можно использовать краткий опросник:

— Я познакомился с профессией_____________________________

— Люди, занимающиеся этой профессией выполняют следующую работу____________________________________________________________

— Эта профессия важна для нашего города, т.к.____________________

Детям, которым недоступно письмо можно оказывать помощь в заполнении опросника одноклассниками или педагогом. В конце года можно сделать своеобразный отчет о проделанной профессиональной адаптационной работе – оформить альбом с фотографиями экскурсий, наиболее интересными анкетами и опросниками («Компас профессий» или «Мир моих интересов») и т.п.

Кроме классных мероприятий, целесообразно организовывать общешкольные занятия, например заседания «Клуба старшеклассников».

Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, продолжают решать основные задачи коррекционных учебных заведений: профессиональная адаптация подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.

Выпускники специальной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

В коррекционной школе преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные)[2]. В старших (V-IX) классах социально-бытовая ориентировка (СБО) – основной предмет, нацеленный на трудовую адаптацию учащихся. В специальных школах трудовое обучение уже с IV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Это финишная прямая перед интеграцией выпускника в общество, начало самостоятельной жизни. Работа педагогов по подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности  оказывает содействие процессу профессионального и личностного самоопределения. Для этого в старших  классах продолжен курс бесед о разных профессиях, экскурсии, приглашение родителей разных профессий, выпускников школы, овладевших той или иной профессией и работающих на производстве.

Беседы о профессиональных учреждениях области, готовящих специалистов необходимых профессии, экскурсии в ПУ, встреча с педагогами учебного учреждения, классные часы – все это необходимые мероприятия, которые должны проводиться в старших классах.

Происходит развитие навыков самопрезентации, вырабатываются навыки социальной адаптации. Решаются личностные проблемы учащихся, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-трудовой адаптации.

На занятиях по профориентации объясняются детям, что существуют профессии, которые они не способны освоить. Для их получения требуется высшее образование, а после окончания школы можно получить специальное образование.

Все авторы, как само собой разумеющееся, рассматривают вопросы трудоустройства выпускников школ. Однако лишь некоторые из них выделяют это в самостоятельный компонент профориентации (Я. Будкевич, О.И. Галкина, Л.М. Зюбин, В.В. Чебышева, Ю.И. Шпигель). Нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестата. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы в реализации профессиональный консультационных советов и их намерений. Другой путь — контроль над реальным трудоустройством и проверка, таким образом, удачности выданного на консультации совета. Эта работа необходима для накопления опыта и избежания ошибок при проведении профессиональной консультации. Этот вид деятельности школы в педагогической литературе называют постконсультационным контролем.

Завершающим этапом процесса профессионального самоопределения человека является, по мнению всех исследователей, – профессиональная адаптация, которая предполагает приспособление обучающихся в школах по профилю трудового обучения и в профтехучилищах (так же, как и в техникумах, вузах, на производстве) – к условиям их профессионального труда, к производству в целом, к особенностям конкретной специальности. «Профессиональная адаптация характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда, зависящей от его содержания, влияния семьи и производственного окружения. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией»[3]. Профессиональная адаптация вместе с постконсультационным контролем – это логическое завершение, финал всей работы по профориентации.

Успешное преодоление трудностей в профессиональном самоопределении требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников школ в условиях современного производства.

Работа по профессиональной ориентации в условиях коррекционной школы имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. Именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе.

В классах оформляются уголки профориентации, подбирается соответствующая литература, уделяется внимание наглядной агитации.

Необходимо уделять внимание формированию добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества уже в младшем школьном возрасте. Это достигается за счет практической включенности учащихся в различные виды общественно полезной трудовой деятельности.

Одной из важнейших проблем в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям.

Адекватное представление о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников коррекционных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Умственно отсталым школьникам необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с другими образовательными организациями. Важно определить, чем руководствуются учащиеся при выборе профессии, почему они выбирают именно эту, а не другую профессию.

Коррекционная школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся профессиональная ориентационная работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.


[1] Семья Г.В., Владимирова Н.В., Зайцева Н.Г. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве (методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Москва., 2006. 104 с.

[2] Соловьева, О. В. Проблема формирования представлений о жизненных перспективах у умственно отсталых детей-сирот. Саратов: издательский центр «Наука». 2011. С. 126

[3] Радина, Н. К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов. Журнал прикладной психологии№ 4. – 2005. С.  — 55

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.