• Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая копилка

Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые во внеурочное время» (разработал воспитатель : Свириденко С.В.)

Чтобы сделать ребёнка

                                                                                        умным и рассудительным,

                                                                       сделайте его крепким и здоровым                                                                                                            Ж.-Ж. Руссо

 

Развитие и сохранение здоровья школьников – это одна из важнейших задач, которая стоит перед школой, а тем более перед коррекционным образовательным учреждением.

Забота о сохранении здоровья наших воспитанников   в процессе обучения, применение здоровьесберегающих технологий  как на уроках, так и в неурочное время  одна из приоритетных задач учителя и воспитателя,  которая  помогает учащимся  усваивать знания должным образом и применять их в жизни в будущем.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье,  качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. 

 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время.

Здоровьесберегающие  технологии делятся на три группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  • Технологии обучения здоровому образу жизни
  • Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования

  • Динамические паузы , физминутки
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Организация работы в режиме смены позы

Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Физкультурные занятия
  • Точечный массаж
  • Проблемно – игровые и коммуникативные игры (игротреннинги и игротерапия)
  • Беседы, занятия

Коррекционные технологии

  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Арт –терапия (корекция через творчество)
  • Музыкотерапия
  • Цветотерапия
  • Личный пример учителя.

Гимнастика пальчиковая: Способствует овладению навыкам мелкой моторики

  • Помогает развивать речь
  • Повышает работоспособность коры головного мозга
  • Развивает психические способности: мышление, память, воображение;
  • Снимает тревожность.
  • Во время мероприятий и самоподготовки оязательно используются физминутки. Причем, физминутки подпираются с учетом возрастных особенностей учащихся.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни
  • С ребятами постоянно проводятся мероприятия, беседы из цикла «Азбука здоровья»: «Азбука безопасности, Как чистить зубы, Личная гиена, Кому нужна зарядка, Воздух для вдохновения.
  • Это и просмотр мульфильмов, например таких как «Митя и микробус» «Королева зубная щетка» и т.д.

Технологии сохранения и стимулирования
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,  Веселые старты,  «А, ну-ка, парни», «А,  ну-ка, девочки»

С детьми постоянно проводятся беседы и занятия.

Расскажу о том, как на этих занятиях мы учимся сохранять и укреплять своё здоровье, о том, как идёт развитие творческих способностей детей.

  • На занятии по теме «Друзья Вода и Мыло» после чтения «вредных советов» Г. Остера было предложено нарисовать портрет человека, который выполнил эти вредные советы, были заданы вопросы на размышление: это красивый человек? Выскажите своё мнение об этих советах. Затем был составлен устный рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.
  • На занятии «Как сохранить улыбку красивой» сочиняли стихотворение.

—  Мы научились правильно чистить зубы, а теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. А ответ мы запишем на цветных листочках, вырезанных в форме зубика.

— Сколько раз мы чистим зубы в день?

— Мы чистим зубы дважды в день.

И делать это нам … (не лень).

— С помощью каких предметов мы чистим зубы?

— Три минуты щёткой с пастой.

— Какие зубы надо чистить?

— Чистим зубы все подряд.

— Как начинается чистка зубов?

— Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.

— А зачем внутри?

— Вычищаем всех бактерий.

— А в заключение?

— И язык почистим.

— Что ещё осталось нам сделать?

— Рот осталось сполоснуть.

3) На практическом занятии по теме  «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» дети рисовали  продукты, полезные для здоровья. (Можно раскрасить, вылепить).

4) А на занятии «Здоровая пища для всей семьи» выполняли такое творческое задание «Продолжи сказку»: «Жил-был сказочный король. У него была дочь. Она любила сладкое. И с нею случилась беда…». Задание было такое: Придумайте пословицы о продуктах питания.

* Всякому нужен и обед и ужин.

* Голодной лисице виноград снится.

* Голодному Федоту любые щи в охоту.

* Если щи хороши, другой пищи не ищи.

* Хлебушко калачу дедушка.

* Больному помогает врач, голодному – калач.

5) На занятии по теме «Сон – лучшее лекарство» мы говорили о колыбельных песенках, которые детям пели их мамы, когда они были совсем маленькими.

6) На занятии по теме «Я пришёл из школы» дети рисовали приветливого и неприветливого Федота, играли в игру «Закончи рассказ», разыгрывая различные жизненные  ситуации: а) Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро», — крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось… б) подошёл автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше…  в) Друг поделился с вами радостью. Вы…

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле­чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества. Использование в  работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье школьников.

 

Подвижные игры

Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися приобретает важное значение в связи с вовлечением школьников в организованную двигательно-оздоровительную деятельность. Она может включать подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия со спортивным инвентарем,  на специально оборудованных площадках, прогулки на свежем воздухе и т. д.

Как правило, вначале дается игра, требующая сосредоточенности, точности движения, но не связанная с большой затратой энергии. Затем предлагаются игры с общей физической направленностью. В конце занятия  детям предлагаются игры на наблюдательность и ориентирование. В качестве инвентаря можно использовать мячи, обручи, скакалки,  воланы,  бруски др. предметы. Например, упражнения для формирования координации движения «Лесенка»,  «Ступенька» и «Обручи». Данные упражнения необходимы для физической подготовки к спортивным  играм, таким как пионербол, волейбол, баскетбол и футбол.

В практике своей работы широко применяю  игровые и групповые  технологии, помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, пионербол, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений.  Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, причем действовать результативно.

Например, подвижные игры («Перестрелка», «Самый быстрый», «Ящерица» и т.д.)  Следует предоставлять больше возможности для самостоятельной активности учащихся в школе. Игры должны быть не сложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными. Для профилактики травматизма в игры не нужно вовлекать учеников,  отличающихся по возрасту, физическому развитию и степени подготовленности.

Нельзя не сказать и о дыхательной гимнастике, которая положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, улучшает дренажную функцию бронхов; — восстанавливает нарушенное носовое дыхание способствует восстановлению нормального крово — и лимфоснабжения, повышает общую сопротивляемость организма.

Гимнастика для глаз: Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз

Укрепляет мышцы глаз

Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.

Если мы говорим о коррекционных технологиях, то это конечно АРТ – терапия. Раскраски анти – стресс, рисование в пене, выжигание, торцевание, то есть те занятия, которые приносят радость и удовольствие детям.

Подводя итог выше изложенному, можно сказать следующее. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом.

Сценарий Общешкольного мероприятия, посвященного Дню Матери (разработала воспитатель – Свириденко С.В.).

 Цель: нравственное воспитание обучающихся.

Задачи: -развитие и демонстрация творческих способностей учащихся, развитие речи, чувства уверенности в себе;

-формирование  потребности  и стремления  учащихся бережно и внимательно относиться к маме,

-воспитание любви и уважения к матери, чувство благодарности за её заботу и любовь;

-расширение кругозора учащихся;

-развитие познавательной  мотивации, наблюдательности, же­лания быть достойным сыном и дочерью своих родителей;

-способствовать проявлению эмпатии, положительных эмоций, внимания к маме, бабушке;

-воспитание гордости, ответственности  за свои поступки.

 

Оборудование: МФУ

 

Дата проведения: _______.2016 г.

Время проведения: _____ч.

Место проведения: актовый зал ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №5         г. Саратова»

123

Тема: «Правила дорожного движения»

Выполнила:

Воспитатель 8 класса

Якубова Эльмира Шевкетовна

Правила дорожного движения

Цель:

1) углубить знания учащихся о правилах дорожного движения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

2) сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Задачи:

1)  познакомить с правилами безопасности на улице; развивать умение предвидеть опасную ситуацию;

2)  развивать мышление, устную речь, память, внимание;

3)  воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.

Актуальность: по статистике примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

  1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест (35-40%).
  2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору (25-30%).
  3. Неподчинение сигналам светофора (10-15%).
  4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5-10%).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

  1. Сообщение темы, целей.

– Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного движения. Сделаем мы это с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, а также для того, чтобы знать о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

  1. Сообщение нового материала.

– Наша школа и дома, где вы живёте, находятся рядом с дорогой. По ней движутся легковые и грузовые автомашины, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зелёный, жёлтый, красный.

– Знаете ли вы, что обозначают цвета светофора?

Ответ детей:…..

– Может вы знаете какие-нибудь стихотворения о светофоре?

Ответ детей:…..

– Предлагаю вам еще вариант стихотворения о светофоре:

Три говорящих цвета

Днем и ночью, в дождь и стужу,

Рассекая тьму и мрак,

Светофор всем людям служит,

Словно сказочный маяк.

Ждут команды светофора

Пешеходы и шоферы.

И тебе бы не мешало

Знать значенье трех сигналов.

Вот глазок зажегся красный:

Путь закрыт, идти опасно.

Желтый цвет – предупрежденье:

Наберись, дружок, терпенья.

Увидал зеленый свет –

Проходи, препятствий нет.

Цель этих правил всем ясна,

Их выполняет вся страна,

И вы их помните, друзья,

И выполняйте твердо.

Без них по улицам нельзя

Ходить в огромном городе.

– Дорогу нужно переходить только по пешеходному переходу!

 

Пешеходный переход

Есть у перекрестка,

Через улицу ведет

Он легко и просто.

– За порядком на больших дорогах следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка – жезл.

Здесь на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой!

Никто на свете так не может:

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

– Рядом с шоссе проложена дорога для пешеходов – тротуар. Вам часто приходится переходить шоссе. Вы ездите с мамами на автобусе по городу, ходите в магазины. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители.

– Что же это за правила?

1)    Должен помнить пешеход:

Есть сигналы светофора –

Подчиняйся им без спора!

2)    Жёлтый свет – предупреждение:

Жди сигнала для движения.

3)    Зелёный свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут!

4)    Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

5)    На улице будьте внимательны, дети,

Твёрдо запомните правила эти!

  1. Создание проблемной ситуации.

– Ученик Пешеходик собрался в школу. Но чтобы по дороге до школы с ним ничего не случилось, давайте будем ему помогать. Как только вы услышите, что Пешеходик делает что-то неправильно, сразу хлопайте в ладоши, предупреждайте его.

– Итак, Пешеходик взял портфель и отправился в школу. Все люди шли по тротуару, и ученик тоже. Но вот дорога. До машины ещё три большущих шага, и Пешеходик решил, что успеет перебежать.

(Дети хлопают в ладоши)

– Ребята, почему вы предупреждаете Пешеходика?

(Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом)

– Пропустил Пешеходик машины и перешёл дорогу. Времени до начала занятий в школе было ещё много, ведь он пораньше вышел из дома. Тогда он решил читать все вывески, которые встречались на его пути.

– Мальчик, осторожнее! Не считай ворон. Иди правильно – говорили прохожие.

(Дети хлопают)

(По тротуару надо ходить по правой стороне, чтобы не мешать людям, которые идут навстречу)

– Пока Пешеходик читал вывески, до начала уроков уже осталось мало времени.

– «Надо торопиться», – решил мальчуган.

А впереди ещё одна дорога. Светофор всем приветливо мигал красным глазом.

– Перейду дорогу, – решил Пешеходик. Ведь машин нет.

(Дети хлопают в ладоши)

(Ученик хотел перейти дорогу на красный свет светофора. А так переходить нельзя, если даже нет машин. Надо дождаться, когда загорится зелёный свет)

– Но вот загорелся зелёный свет светофора. Все пешеходы, и Пешеходик тоже, перешли дорогу. А вот и школа!

– Ребята, вы помогли ученику Пешеходику благополучно добраться до школы. А ведь могла случиться беда. Какие правила хотел нарушить мальчик?

(Переходить улицу перед близко идущим транспортом, переходить улицу на красный свет светофора, идти по тротуару не по правой стороне и мешать встречным пешеходам)

– Что бы вы посоветовали таким детям, как Пешеходик?

(Изучать правила дорожного движения)

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

  1. Повторение и обобщение пройденного.

– А сейчас поиграем в игру «Когда мы пассажиры».

Представьте, что вы пассажиры. Кого мы называем пассажирами?

Вот у нас водитель, он сядет впереди («Водителю» в руки даётся модель игрушечного руля). Значит, мы – пассажиры и ждём на остановке автобус. Теперь входим в автобус и занимаем места. Поехали!

Запомните, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмёт водитель – и двери откроются. А разговаривать во время движения с водителем можно? (Нет!)

– Почему? (Нельзя водителя отвлекать разговорами.Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.)

– А можно высовываться из окна? (Нельзя, это опасно)

– А почему нельзя вставать ногами на сиденье?

– А можно ли ходить по автобусу во время движения? (Нельзя, это опасно.Можно упасть.)

– Можно ли в автобусе громко разговаривать? (Нет, это будет мешать другим пассажирам.)

– Ну вот, мы и приехали, выходите из автобуса, не спешите. Итак, какие правила поведения в транспорте вы знаете?

  1. Закрепление пройденного.

– А теперь проверим, кто лучше усвоил правила дорожного движения. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

– Где можно переходить улицу? (Только по пешеходным переходам)

– Где нельзя играть? (Нельзя играть на проезжей части)

– На какой свет мы переходим улицу? (На зелёный)

– Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу? (Надо посмотреть направо и налево, убедиться, что вблизи нет машин, и только тогда переходить)

– Молодцы, на все вопросы вы ответили правильно. Теперь послушайте стихи. Когда я буду их читать, вы должны будете или отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», или молчать.

– Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)

– Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора? (Дети молчат)

– Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (Дети молчат)

– Знает кто, что красный свет –

Это значит – хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья)

  1. Итог урока.

– Что нового вы узнали?

– Что особенно понравилось?

– Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. И вы как следует запомните их, всегда выполняйте, а дома расскажите своим братьям и сёстрам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми!

На улице будьте внимательны, дети!

Твёрдо запомните правила эти.

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Заместитель директора по воспитательной работе,

учитель-дефектолог

Будеева О.П.

Роль
классного руководителя
в системе воспитания школьников

Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания, которое, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания. Появление национального проекта «Образование» доказывает тот факт, что общество пришло к осознанию приоритетности в образовании именно воспитания, которое призвано стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития» (приложение 1).

Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.

В Концепции модернизации российского образования обозначены общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования, в число которых входит и возрастание человеческого капитала, составляющего в развитых странах 70-80 % национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

В этом же документе прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу – обязанность классного руководителя.

В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон – город – регион.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на классного руководителя возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека. А готов ли классный руководитель к выполнению поставленной задачи?

С 90-х годов прошлого столетия наблюдается тенденция определения самим общеобразовательным учреждением статуса и содержания деятельности воспитателя в школе.

Классные руководители по существующему в образовательном пространстве законодательству имеют право на свою авторскую воспитательную программу, сами определяют формы, методы, содержание работы на основании стоящих целей и задач воспитания.

В то же время анализ работы классных руководителей (кураторов, воспитателей и т.д.) показал несовершенство документов, регламентирующих сегодня деятельность воспитателя классного коллектива и определяющих результативность его труда, место и роль в воспитательной системе образовательного учреждения.

В сегодняшней школе нет единых подходов к функционалу классного руководителя. Перестали функционировать объединения классных руководителей, недостаточна организационно-методическая помощь классным руководителям со стороны школьной и районной администрации, особенно в вопросах диагностики, прогнозирования и оценки результативности воспитания, установления воспитательных отношений сотрудничества, создания благоприятного морально-психологического климата и др.

Серьёзно затрудняют деятельность классного руководителя большие преподавательские нагрузки, высокая или малая наполняемость классов, плохие условия для внеурочной работы, рассогласованность воспитательных институтов современного общества, недостаточная психолого-педагогическая и методическая подготовка.

Таким образом, система классного руководства в её современном виде малоэффективна и нуждается в основательном преобразовании. На что, как нам кажется, требуется обратить самое пристальное внимание?

  1. На необходимость внедрения новых технологий общения с ребёнком.
  2. На отказ от принципа «как можно больше» и к принципу меры «только то следует делать, что необходимо и достаточно для развития детей».
  3. На развитие личности школьника.

Документальное обеспечение

воспитательного процесса

Примерное положение о классном руководителе (воспитателе, кураторе) воспитательно-образовательного учреждения

В истории развития российской школы важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, даёт именно классный руководитель.

Назначение и задачи

классного руководителя

Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

  • духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;
  • защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
  • организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
  • организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
  • помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
  • координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников;
  • создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

Классный руководитель (куратор, воспитатель и т.д.) реализует эти задачи в своём учебном заведении:

1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка, подростка, девушки, юноши;

2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;

3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;

4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;

5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;

6) работает над созданием классного (школьного) клуба и др. коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.

Функции и содержание работы

  1. Аналитическаяфункция определяет следующее содержание работы классного руководителя:
  • изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
  • изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
  • анализ и оценка уровня воспитанности;
  • изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.;
  1. Прогностическая:
  • предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
  • прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
  • прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
  • предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).
  1. Организационно-координирующая:
  • помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;
  • помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
  • организация взаимодействия с семьями учащихся;
  • помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами района, города, республики, страны;
  • стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;
  • координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов, социальных работников различного профиля;
  • участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
  1. Коммуникативная:
  • помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;
  • построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т.д.;
  •  помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;

Взаимодействие классного руководителя

с педагогами, работающими в классе

Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. Однако опытные классные руководители прекрасно понимают, что «спектакль одного актера» хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом.

Воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываясь на развитии личности воспитанника. Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю – освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».

Формы работы

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения.

Критерии оценки работы

Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев. К ним относятся:

  • упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения;
  • наличие и уровень зрелости классного коллектива;
  • общий психологический климат группы, класса;
  • социальная защищённость каждого члена коллектива, его комфортность;
  • реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
  • активная позиция классного руководителя;
  • участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;
  • вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.

Подготовка классного руководителя

и общие условия его работы

Классные руководители призваны помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей – вот цель воспитательной работы современной школы.

Проблемы воспитания необходимо решать в комплексе. Воспитание перестает быть уделом системы образования и на уровне региона превращается в сферу, объединяющую интересы всех субъектов социальной активности.

Именно воспитание может и должно стать одним из ведущих механизмов общественного развития, формирования региональной культуры, поэтому оно требует повышенного внимания.

В области создана сеть опорных школ с развитыми воспитательными системами гуманистического типа, охватывающая все типы школ и виды системообразующей деятельности. Опыт этих образовательных учреждений широко изучается и обобщается. Проводимые в области конкурсы, смотры, соревнования, фестивали являются формами диалога воспитательных систем образовательных учреждений региона.

Учитель русского языка и чтения

 Сейфитдинова О.М.

Виды обучающих диктантов

в специальной ( коррекционной ) общеобразовательной  школе  VIII вида

Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.

При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям, проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.

Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.

Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.

Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова, и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.

В процессе творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилаг., сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.

Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 – 4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию речи.

 Учитель русского языка и чтения

 Сейфитдинова О.М.

Словарная работа на  уроках  русского языка

в специальной ( коррекционной )  школе  VIII вида

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам  уроков , связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

  1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
  2. Вставка слова в классное наборное полотно.
  3. Чтение слова учителем.
  4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
  5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
  7. Запись слова в орфографический словарик.
  8. Задание на дом – выучить написание слова.
  9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Виды словарных работ

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
    • по родам;
    • по числам;
    • по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
    • с непроверяемой и проверяемой гласной;
    • одушевленные или неодушевленные предметы;
    • по тематике – «Город» и «Деревня»;
    • по частям речи;
    • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  14. Выписать из данных слов:
    • слова, состоящие из двух, трех слогов;
    • слова с Й;
    • слова с шипящими.
  15. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
  16. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  17. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
  18. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
  19. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  20. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  21. Подбор однокоренных слов.
  22. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  23. Разбор слов по составу.
  24. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  25. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  26. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  27. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  28. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу — побеждать).
  29. Письмо по памяти.
  30. Самодиктант и взаимопроверка.
  31. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  32. Перфокарты, перфоконверты.
  33. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  34. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  35. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  36. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  37. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  38. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить………).
  39. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

Учитель русского языка и чтения

 Сейфитдинова О.М.

 

Предупреждение ошибок и работа над ошибками

на  уроках  русского языка специальной ( коррекционной )  школы  VIII вида

Предупреждение ошибок

Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:

  • соотнесение орфограммы с определенным правилом;
  • звуковой анализ слова;
  • четкое проговаривание слов;
  • условно-графическая запись слова;
  • составление слов из разрезной азбуки;
  • запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
  • использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
  • применение правил с обязательным объяснением;
  • написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
  • соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
  • повторение диктуемых слов и предложений учителем;
  • четкое или распевное проговаривание слов учителем;
  • осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.

Работа над ошибками

Эффективность работы над ошибками зависит от:

  • систематичности ее проведения;
  • от разнообразия видов упражнений
  • от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
  • от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:

  1. исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
  2. анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
  3. организация специального  урока  работы над ошибками.

План  урока  работы над ошибками:

  1. Сообщение о результатах письменной работы.
  2. Коллективный анализ типичных ошибок класса.
  3. Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
  4. Самостоятельная работа над ошибками.
  5. Задание на дом.
  6. Подведение итогов  урока .

 

Учитель русского языка и чтения

 Сейфитдинова О.М.

Дидактические игры

на  уроках  русского языка и чтения в специальной ( коррекционной )  школе  VIII вида

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на  уроках  дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Используя игру по правилам, количество условий игры должно ограничено двумя – тремя, т.к. умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.

В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.