«Рассмотрено»
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 02.09. 2010 года
ПРОГРАММА
социальной адаптации
Здоровье и здоровый образ жизни
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-17 лет
г.Саратов
2010г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1). Наименование Программы | Здоровье и здоровый образ жизни |
2). Основание для разработки Программы |
Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс |
3). Разработчики Программы |
Заместитель директора по учебной работе – Сейфитдинова О.М.., Заместитель директора по воспитательной работе – Тюрина Н.Н.,Социальный педагог – Абдулина В.О. учитель физической культуры – Апейкина Г.В. |
4). Цели Программы | — содействие администрации педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, воспитанников; — содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни. |
5). Задачи Программы |
|
5). Сроки и этапы реализации Программы | 5 лет 2010-2015гг. |
6). Исполнители Программы | Педагогический коллектив коррекционной школы-интерната №5 |
7). Ожидаемые конечные результаты Программы | Сформировать самостоятельную, творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося. |
8). Организации контроля реализации Программы | Контроль осуществляется руководителем образовательного учреждения. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, работники образовательного учреждения должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Сохранение физического и психического здоровья ребёнка, полученного им при рождении, укрепление его физических сил, защита от последствий экологических кризисов и нравственного перелома в жизни общества – вот основные задачи, стоящие сегодня перед педагогами образовательного учреждения. Кроме этого, мы обязаны воспитывать ребёнка как личность, стремящуюся сохранить физическое, психическое здоровья, сформировав у него положительные нравственно-волевые черты, навыки культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
Решению этих задач призвана служить программа социальной адаптации «Здоровье и здоровый образ жизни». Её содержание рассчитано на пятилетнюю работу с детьми коррекционной школы-интерната. Программа рассчитана на детей в возрасте 7-17 лет.
Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются педагогом-психологом, медицинскими работниками, социальным педагогом, учителями и воспитателями.
Сейфитдинова Оксана Михайловна – заместитель директора по учебной работе.
Тюрина Наталия Николаевна – заместитель директора по воспитательной работе.
Жуковская Александра Станиславовна – педагог- психолог.
Абдулина Валерия Олеговна – социальный педагог.
Кривуца Светлана Александровна – медицинский работник
Калдымова Ольга Витальевна – врач-психиатр
Апейкина Галина Викторовна – учитель физической культуры.
Научно-методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется учебно-методическими кабинетами, органами управления образования.
Контроль за деятельностью сотрудников, обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития, физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников осуществляется руководителем образовательного учреждения.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в деятельности Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида » г.Саратова
Реализация профилактических образовательных программ:
Диагностика адаптации к учебной нагрузке на критических этапах обучения (1-й и 5-й классы)
Оценка адаптации старшеклассников к профилю обучения и повышенному образовательному уровню
Управление эффективностью коррекционной работы
Настройка инновационных технологий с целью укрепления здоровья учащихся
Контроль эффективности оздоровительных мероприятий
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
— содействие администрации педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, воспитанников;
— содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
- Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
2.Подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и полезной трудовой деятельности, с последующей адаптацией в современном обществе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1.Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
-обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
-обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
-обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;
— организация рациональной системы питания учащихся;
— обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
— разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;
2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями;
— организация семинаров для учителей;
— организация родительского всеобуча: «Домашний режим школьника», «Закаливания», «Магия голубого экрана», «Безопасность при работе с компьютером»;
— конференции, лектории, викторины для учащихся на валеологические темы;
— проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.
3. Учебно-воспитательная работа:
— внедрение курсов по выбору «Мое здоровье»
— использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
— разработка валеологической тематики классных часов;
— организация работы спортивных секций;
— организация работы кружков валеологической направленности;
4. Профилактика заболеваний и коррекция здоровья:
— утренняя зарядка, физкультминутки, витаминотерапия, зарядка для глаз;
— проведение в школе вечеров здоровья и отдыха;
— проведение Дней здоровья;
— проведение спортивно-массовых мероприятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Составление социологических карт по классам, составление списков: — учащихся группы риска; — проблемных семей; — многодетных семей; — малообеспеченных семей; — неполных семей; — детей с заболеваниями |
Сентябрь | Социальный педагог, классные руководители |
2 | Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий | Постоянно | Директор |
3 | Организация дежурства по школе | Постоянно | Классный руководитель |
4 | Диспансеризация учащихся школы | В течение года | Специалисты областной детской больницы г.Саратова |
5 | Учет посещаемости учащимися школы | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, завуч |
6 | Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации | Апрель | Мед. работники школы |
7 | Издание приказов: — об охране жизни и здоровья школьников; — о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда |
Сентябрь | Директор школы |
8 | Соблюдение воздушного, теплового и светового режима в школе | Постоянно | Директор |
9 | Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период | К началу зимнего периода | Директор |
10 | Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе | Постоянно | Директор |
11 | Содержание в исправности всех средств пожаротушения | Постоянно | Зам. директора по АХР |
12 | Обеспечение хранения спортивного инвентаря | Постоянно | Учитель физкультуры |
13 | Организация ремонта учебных кабинетов | Летний период | Директор, заведующие кабинетами |
14 | Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году | Июль-август | Директор |
15 | Приемка школы к новому учебному году | Август | Директор школы |
16 | Рейды: — по проверке внешнего вида обучающихся; — по сохранности учебников; — по выполнению школьниками режима дня |
По отдельному плану | Социальный педагог, библиотекарь, совет школьников, завуч |
17 | Регулярно проведение учебных пожарных тренировок | По графику | Директор, зам. директора по АХР |
18 | Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных и электрических ламп | В течение года | Директор |
19 | Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов | В течение года | Директор |
20 | Приобретение моющих, чистящих и дезинфицирующих средств | Постоянно | |
21 | Приобретение посуды для столовой | В течение года | Директор |
22 | Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов | Август-сентябрь | Директор |
23 | Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды | Февраль-май | Учитель начальных классов |
24 | Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах | По отдельному плану | Администрация школы, профком |
25 | Обеспечение исправности электрохозяйства | Постоянно | Директор |
26 | Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся | В летний период | Начальник лагеря, директор |
27 | Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в школе | Сентябрь | Администрация школы, профком |
28 | Оформление листков здоровья в классных журналах | Сентябрь | Врач педиатр |
29 | Контроль физического воспитания учеников | По отдельному плану | Администрация школы, учитель физкультуры |
30 | Контроль преподавания ОБЖ | По отдельному плану | Администрация школы |
31 | Проведение динамических пауз в 1- 9-х классах | Постоянно | Учитель физкультуры, ПДО |
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Контроль соблюдения режима дня учащимися | Постоянно | Классные руководители, социальный педагог |
2 | Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера) | По отдельному плану | Классные руководители, завуч, педагог организатор |
3 | Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно | Классные руководители, социальный педагог |
4 | Озеленение учебных кабинетов и территории школы | Май-сентябрь | Классный руководитель, воспитатели |
5 | Проведение месячника по очистке школьной территории | Май | Завуч, педагог организатор |
6 | Проведение Дней здоровья | Ежемесячно | Учитель физкультуры, педагог организатор, классный руководитель |
7 | Проведение недели пропаганды здорового образа жизни | Май | Завуч, педагог организатор, классный руководитель |
8 | Весёлые старты | Сентябрь-май | Учитель физкультуры, воспитатели |
9 | Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся | По графику | Врач, медсестра |
10 | Проведение углубленного медицинского осмотра воспитанников | Июнь-август | Врач |
11 | Проведение медосмотра педагогов школы | Май, июнь | Администрация, профком |
12 | Проведение подвижных школьных перемен | Постоянно | Классный руководитель |
13 | Витаминизация | Постоянно | Мед. работники |
14 | Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья | Октябрь | Учитель физкультуры |
15 | Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива | Июнь-август | Директор школы, учитель физической культуры, профком |
16 | Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств(5-9-е классы) | По плану зам.директора по ВР | Социальный педагог, классный руководитель |
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ
ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ | Формы деятельности | Срок исполнения | |
1 | 2 | 3 | |
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА | |||
1 | Знакомство с медицинскими карточками учащихся 1-х классов и прибывших учащихся | 1 — 15.09 ежегодно | |
2 | Оформление стенда «Здоровье и спорт» | В течение октября | |
3 | Составление графика работы спортивных секций | 5 — 9.09 ежегодно | |
4 | Привлечение родителей к решению проблем здоровья учащихся через организацию лектория | В течение года | |
5 | Оформление экрана соревнований «Самый здоровый класс» | Октябрь | |
6 | Организация движения «Класс – без курения» | В течение года | |
7 | Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь» | Февраль | |
8 | Совершенствование проведения утренней зарядки | В течение года | |
9 | Физкультминутки во время уроков | В течение года | |
10 | Организация подвижных перемен | В течение года | |
11 | Планирование и проведение классных часов по профилактике здорового образа жизни | В течение года | |
12 | Организация встреч с медицинскими работниками, психологами, врачами (психиатром, наркологом) | В течение года | |
13 | Разработка рекомендаций классным руководителям по ведению индивидуального учета физического и психического состояния учащихся | Декабрь-январь | |
14 | Проведение открытых мероприятий по теме «Мы за здоровый образ жизни» | Февраль | |
2. СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | |||
1 | Мини-футбол и эстафеты | Сентябрь | |
2 | Спортивный праздник | Октябрь | |
3 | Первенство школы по различным видам спорта: — легкой атлетике, мини-футбол, баскетбол, теннис, армрестлинг |
По отдельному плану | |
4 | Праздник «Молодецкие забавы» | Февраль | |
5 | Участие в районных, областных, региональных соревнованиях | По плану | |
6 | Праздник здоровья на природе | Май | |
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | |||
1 | Проведение заседаний методических объединений для учителей, участвующих в экспериментальной работе по внедрению здоровьесберегающих технологий | 1 раз в четверть | |
2 | Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся | В течение года | |
3 | Взаимопосещение уроков с их дальнейшим обсуждением | В течение года | |
4 | Выступления на родительских собраниях, посвященных пропаганде здорового образа жизни | В течение года |
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы работы |
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Наблюдение за адаптацией школьников | Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение к творческим делам класса, школы, запись в кружки, секции; составление социального паспорта класс | Сентябрь — октябрь | Классные руководители |
- Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей-предметников, родителей.
- Учебно-просветительная работа классных руководителей, учителей, родителей.
- Семинары, лектории, психолого-педагогический консилиум.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ каждый учебный год
- Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендации по данной проблеме.
- Заседание МО воспитателей, классных руководителей.
- Заседание Совета по профилактике.
- Реализация индивидуально-ориентированных технологий и др.