В пятницу, 9 октября 2015 2015 года, в Саратовском государственном университете открылась Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование». Организатором форума выступил факультет психолого-педагогического и специального образования.
Перед началом мероприятия для гостей конференции был организован концерт с участием творческих коллективов коррекционных общеобразовательных школ I, II, III–IV вида и коллектива «Вдохновение» танцевальной студии и Центра по обучению и реабилитации инвалидов «Парус надежды».
Открыл пленарное заседание декан факультета ППиСО Р.М. Шамионов. Он поприветствовал гостей и участников и пожелал коллегам плодотворной работы. «Уверен, что конференция придаст новый импульс исследованиям в области социальной психологии, коррекционной педагогики и логопедии и привлечёт внимание специалистов к решению современных задач, как в теории, так и в практике специального образования», – заключил Раиль Мунирович.
Пленарное заседание продолжилось выступлением проректора по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестеровой: «Инклюзивное образование, как один из важнейших аспектов всей системы профессионального образования, ставит перед нами много важных задач. Среди них – социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что включает в себя и психологическое, и педагогическое, и организационно-педагогическое сопровождение, – отметила Ольга Евгеньевна. – Это большое внимание к жизнеустройству и решению бытовых проблем – социальной и материальной помощи людям с ОВЗ». В СГУ для этого создан Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, всестороннюю поддержку которого получают свыше 130 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Саратовский университет сотрудничает с Правительством области, общественными организациями, учебными и реабилитационными учреждениями.
Первый доклад на конференции представил профессор, доктор педагогических наук, проректор по учебной работе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена В.З. Кантор. Он рассказал об истоках зарождения и развития дефектологического образования в стране и роли РГПУ имени А.И. Герцена в этом процессе. Докладчик подробно остановился на социокультурной реабилитации людей с ОВЗ, в частности, инвалидов по зрению. В своём докладе он говорил о важности художественной культуры, видах искусства и их роли в социализации слабовидящего и его реабилитации.
Следующее выступление было посвящено социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в процессе формирования общекультурных компетенций при инклюзивном высшем образовании. Доклад представила профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета Е.А. Мартынова.
В рамках пленарного заседания также прозвучали доклады, посвящённые традициям и новациям в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексной реабилитации людей с ОВЗ, инновациям в коррекции аутизма, адаптационным механизмам социокультурной интеграции.
Работа конференции проходила в течение двух дней. От школы-интерната № 5 г. Саратова в работе конференций приняли участие
Шафиева Ольга Курбановна, директор; Сейфитдинова Оксана Михайловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе с докладом: «Введение ФГОС, как фактор обеспечение нового качества социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Васина Оксана Николаевна, заместитель директора по коррекционно-развивающему и компенсирующему обучению; Будеева Ольга Петровна, заместитель директора по воспитательной работе с докладом: «Профессиональная деятельность социального педагога по социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья».
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | должность | Тема выступления |
1. | Каткова Ольга Юрьевна | заведующая отделом социальной (постинтернатной) адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Особенности социальной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья |
2. | Лавриненко Александра Вячеславовна | Педагог-психолог | |
3. | Склярова Елена Викторовна | Заведующая отделом психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, приемным семьям, семьям опекунов, усыновителям | Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников |
4. | Пиляева Анна Алексеевна | Учитель-логопед | |
5. | Рыжкова Елена Сергеевна | Педагог-психолог | Система психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации ФГОС |
6. | Мирошниченко Нигина Бахтиеровна | Учитель-дефектолог | |
7. | Витрук Евгения Владимировна | Педагог-психолог | Психологические особенности социальной интеграции в специальном образовании |
8. | Глухова Мария Юрьевна | Педагог-психолог | |
9. | Миронова Валентина Ивавновна | Учитель-дефектолог | Развитие компенсаторных способностей – обязательное условие успешной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе |
10. | Цурикова Наталья Вячеславовна | Учитель-дефектолог | |
11. | Черникова Наталья Викторовна | Учитель-дефектолог | Правовое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
12. | Полуэктова Любовь Михайловна | Учитель-дефектолог | |
13. | Журавлева Любовь Анатольевна | Заместитель директора по административно-хозяйственной работе | Развитие системного мировоззрения и гармонизации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
14. | Кремнева Светлана Владимировна | учитель | |
15. | Горенкова Елена Геннадьевна | Учитель-дефектолог | |
16. | Астафьева Ольга Павловна | Учитель-логопед | Профессиональная деятельность учителя-дефектолога по социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья |
17. | Хабарова Ольга Анатольевна | Учитель-дефектолог | |
18. | Алешина Вера Николаевна | воспитатель | Коррекция агрессивного поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья методом сказкотерапии |
19. | Мирошниченко Ирина Николаевна | воспитатель |