• Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Урок по финансовой грамотности

.Тема: «Что такое деньги и откуда они взялись?».

Педагог: КремневаС.В.

Цели урока: Познакомить обучающихся с происхождением денег, с историей, функцией и видах денег, денежными единицами Древней Руси. Дать представление об экономических причинах возникновения денег, познакомить с таким «бартер», «купля-продажа», познакомить с историей названий некоторых денежных знаков; расширять кругозор расширять обучающихся, развивать речь и коммуникативные навыки; прививать бережливость.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся понимать роль денег, объяснять, что такое деньги и различать денежные единицы, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Личностные: умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные:    содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию у

обучающихся представлений о товарно-денежных отношениях, о функциях денег в жизни человека.

Метапредметные:

Регулятивные -умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью, учиться давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные- учиться работать в паре, команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.

Формы работы: фронтальная, групповая, командная, исследовательская. Оборудование: интерактивная доска, проектор, «Толковый» словарь им. Ожегова, металлические деньги, предметы для дидактической игры « Найди и обменяй», карточки для практической самостоятельной работы, монеты, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент

Уч. Девиз нашего урока «Знаешь — говори, не знаешь — слушай» (слайд 2)

Разгадывание кроссворда. Слайд 3 ( Дети разгадывают кроссворд и узнают тему урока)

  1. Работник налоговой службы. ( инспектор)
  2. Та сумма, что заплатит покупатель,

Та сумма, что устроит продавца;

Как мера для обмена всех товаров,

На рынке называется.. .(цена)

  • Что собирали татаро-монголы? ( дань)
  • Специалист, начисляющий зарплату? (бухгалтер)
  • Человек, который выдает деньги? (кассир)
  д  
и н с п е к т о  
    ц е н а    
  д н ь    
б у х г а л т е р
к и р  
 

Уч. Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

План

  • Как появились первые деньги?
  • Какие бывают деньги?
  • Как появились монеты?
  • Как деньги величают?
  • Деньги в Древней Руси
  • Для чего они нужны?
  • Что такое деньги?

Слайды 4-8 .Самые первые деньги совершенно не были похожи на современные. У разных народов деньгами служили различные предметы. В глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда. Они обменивали товар на товар. И это получило название товаро-деньги. Со временем, при обмене выбирался какой- то товар, который становился равнозначным ко всем товарам. То есть, все товары, которыми торговали в данной местности, приравнивались к определенному количеству этого товара. Так, например, в древней Монголии это был прессованный чай, а на Каролинских островах это были огромные камни. Сдвинуть с места такую «деньгу-камень» могли только несколько человек, а это достаточно проблемно. Среди народов Африки, Азии и Океании очень долгое время деньгами служили раковины. Раковины каури с Мальдивских островов были первыми мировыми деньгами. В этих раковинах просверливали отверстие, нанизывали на веревку и носили как бусы. Так, за одного быка отдавали тысячу таких раковин, совершенно бесполезных и ненужных. Конечно же, такая раковина не могла стать деньгами. Раковины каури использовались как деньги в таких странах, как Китай, Индия, Япония. А многие племена эти раковины-деньги носили в связках и в случае опасности закапывали в землю. В Мексике деньгами были какао-бобы; в Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей; у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины; племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие. Кое-где деньгами служили зерно или соль.

До изобретения монет одной из самых распространенных форм денег в древние времена был скот. Овца, бык, корова — это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги.

Уч. Таким образом, чем больше появлялось различных товаров, тем становилось сложнее их обменивать друг на друга. Если хотели рыбу обменять на овцу, необходимо было наловить очень много рыбы для того, чтобы обмен был равноценным. Далее нужно было найти того, кому нужно было так много рыбы и успеть её обменять, чтобы рыба не испортилась. С ценой тоже было сложно: например, мешок сахара можно было обменять на 2 топора, а на следующий день уже за три топора и наоборот.

Уч. Запомните: обмен товара на товар называется «бартер» (слайд 9)

Уч. Обменивать товары было достаточно сложно, и чтобы облегчить обмен, люди стали задумываться о том, какой предмет больше всего подходит для этого. Перепробовали многое: меха, скот, зерно, табак, куски материи и многое другое.

Уч. Ребята! Как вы думаете, удобны ли такие деньги? (ответы детей).

Люди пришли к тому, что стало ясно, деньги должны быть постоянными. Деньги не должны портиться, легкими по весу, но не теряли своей ценности.

Уч. Я вам сейчас предлагаю поиграть и представить себе, что мы живем в давние времена и нам нужно что-то приобрести.

Игра «Найди и обменяй». (детям раздается по одной карточке, на которой на одной стороне нарисована картинка-предмет, то есть тот товар, который принадлежит игроку, а на другой стороне написано слово-название, которое необходимо получить в обмен на этот товар, далее дети начинают искать у игроков товар, который им нужен). Слайд 10

Уч. А теперь поговорим о том, как же появились монеты. Ребята, может быть, кто- то из вас знает, как появились монеты или есть какие-то предположения? Деньги появились в результате длительной тысячелетней торговле. В древнем мире, в таких государствах, как Египет и Междуречье пользовались слитками металла различной формы, так как металл не портился, и не нужно было много места при перевозке или хранении. Металл легко делился на части и эти части использовались для мелких торговых операций. Но находились люди, которые жульничали, и пытались добавить медь и олово в слиток из чистого золота или серебра, или делали его облегченным. Тогда приходилось снимать пробу металла и проверять его на вес. Для того, чтобы предотвратить подделку денег, их стали клеймить. Так появились монеты.

До наших времен дошли сведения о том, что первые монеты чеканили в государстве Лидии в VII веке до нашей эры. Их изготавливали из электра- это сплав золота и серебра. На греческом острове Эгине почти в этот же период появляются серебряные монеты. Их называли «черепашками», так как на них изображалась черепаха — животное, которое почиталось на этом острове. Далее монеты начали чеканить на всем Средиземноморье, в Китае и Индии. Форма таких монет долгое время оставалась различной. Монеты были в виде чешуек, лепешек, в форме дельфина и т.д. Постепенно общим эквивалентом становятся золото и серебро. Такие новые деньги сильно упростили торговлю за счет своего удобства и расширили границы.

Уч. Как же стали называть, величать деньги? На римских монетах, выбитых еще в 45 году до нашей эры, на лицевой стороне изображена голова богини Юноны и написано слово: «монета». Слово: «монета» — это одно из прозвищ богини Юноны. Юнона Монета означало Юнона Предупредительница. Был храм, носящий её имя, и в нем была расположена мастерская по чеканке денег, и поэтому стали называть их монетами. Вот так и появилось слово «монета». Слайды 11-12 Монеты имеют разные названия, например, древнегреческая монета — драхма получила свое название от пучка железных прутьев, которые использовались до появления самих монет. Все дело в том, что шесть таких прутьев составляли «драхму»- пучок, который в то время считался денежной единицей.

Названия же других монет восходят к единицам веса. У римлян была весовая единица — либра. Далее это слово перекочевало к византийцам, но уже в измененном виде и стало — литра, а к итальянцам — лира. А у англичан фунт стерлингов означал фунт серебра.

А у нас, на Руси деньги имели свою историю. Ученые изучали монеты, и им стало ясно, что на Руси деньги появились с 9 века и возникли самостоятельно. Они пришли не с Востока, и не с Запада. На Руси существовала весовая единица-гривна, куна, резана и ногата. Со временем гривну стали называть денежной единицей. А вот происхождение слова «рубль» связано со словом «рубить». Дело в том, что денежные слитки рубили на отдельные кусочки. Впервые слово «рубль» встречается в берестяных грамотах 13 века. В то время рублями называли новгородские гривны — серебряные слитки весом около 200 грамм. В 14 веке рубль становится счетной единицей равной 200 московских денег или 100 копейкам, но как самостоятельная монета рубль впервые появился только в середине 17 века. Но изготавливалась эта монета недолго, и лишь в начале 18 века царь Петр первый возобновил чеканку монет достоинством в один рубль. И с тех пор рубль является денежной единицей нашего государства. Сегодняшний рубль равняется 100 копейкам. А само слово «копейка» произошло от изображения всадника с копьем.

Еще на Руси была обменная монета — серебряная гривна-брусок. Если какой-то предмет стоил меньше гривны, то от гривны отрубали кусок.

Уч. Ребята, что же получилось? (Рубль. Ответы детей)

При царе Иване IV стали выпускать деньги, на которых был изображен всадник с копьем в руках. Что же появилось? (ответы детей).

Со временем люди перешли к чеканке монет из драгоценных металлов, далее придумали бумажные деньги, которые обеспечивались драгоценными металлами. Но у металлических денег оказались недостатки -они тяжёлые и занимают немало места. Но люди придумали выход — золото сдавали в банк на хранение, а взамен брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Вот так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых было написано какому количеству золота, хранящегося в банке, они равны. И лишь при Екатерине II появились бумажные деньги, их еще называли «катенька». Слайды 13-16

Уч. Ребята, так что же такое деньги? (ответы детей). Давайте найдем в толковом словаре определение слова «деньги». (работа со словарем). Соотнесите ваше определение с тем, что нашли в словаре.

Уч. А теперь я предлагаю поиграть в парах.

Игра «Собери пословицу» слайд 17. (у детей на столах конверты, в которых находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, детям необходимо «собрать» пословицы)

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

Деньги счет любят.

На деньги ума не купишь.

Монета карман не тянет.

Здоров буду — и денег добуду.

На деньги друга не купить.

Гулянку деньгами, как бездонную кадку, не наполнишь.

Деньги смогут много, а правда — все.

В чужом кармане трудно деньги проверять.

Вовремя копейка дороже рубля.

Деньги не грибы — можно и зимой найти.

Деньги — что галки, все в стаю сбиваются.

Деньги — хороший слуга, но плохой хозяин.

Из чужого кошелька легко платить.

Как деньги при бедре, так помогут при беде.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Когда кошелек легок — на душе тяжело.

Уч. Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.

Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их.

Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей)

Решка — это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».

Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда». Слайд 18

Уч. А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

«Паучок» (работа в командах- дети делятся на 2 команды)

Мы с вами поработали, узнали много нового, и хотелось бы узнать, кто же лучше усвоил новый материал. Давайте с вами ответим на вопрос, какие же бывают деньги с помощью «Паучка», а также, какие предметы заменяли деньги в древности ? (используя метод «Паучок», дети фиксируют на доске все варианты ответов и составляют схему)

Работа в группах. Составление синквейна. слайд 19

  1. строка — имя существительное, обозначающее тему урока
  2. строка — имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета
  3. строка — три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета
  4. строка — фраза, раскрывающая суть предмета темы (пословица, поговорка, фразеологический оборот)
  5. строка — имя существительное, как итог, вывод

Дети в группах составляют синквейн и представляют его.

Например:

Деньги!

Хрустящие и звенящие.

Заработать, вложить, приумножить.

Деньги любят счет.

Центрбанк!

Графический диктант (взаимопроверка)

— Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-»

  • Прямой обмен одних товаров на другие — это купля-продажа (-)
  • Плата за работу — это зарплата (+)
  • Деньги, которые откладывают на будущее, — это сбережения (+)
  • Оборотная сторона монеты — это гурт (-)
  • Надпись на монете называется легендой (+)
  • Решка — это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка» (+)
  • Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), — лицевая. Она называется «аверс» (+)

(взаимопроверка)

  1. Д/З

-Составить вопросы по содержанию урока

Комментирование запрещено